Суд защитил жительницу Шарьи, взыскал с банка компенсацию и аннулировал полумиллионный кредит, оформленный мошенниками онлайн | версия для печати |
Жительница г. Шарьи Н. стала жертвой мошенничества и обратилась за судебной защитой. Мошенники дистанционно оформили на её имя кредит в сумме около 460 тысяч рублей по СМС-коду через мобильное банковское приложение. Часть денег была сразу получена через банкомат неустановленным лицом в Московской области, остальные деньги злоумышленникам получить не удалось, так как банк заблокировал операции. Женщина обратилась в полицию, было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, в рамках которого её признали потерпевшей. Вместе с тем несмотря на то, что потерпевшая кредит не оформляла и никаких денег не получала, банк продолжал начислять проценты. Истец просила признать кредитный договор недействительным и взыскать с банка компенсацию морального вреда и штраф. Разрешая дело, Шарьинский районный суд Костромской области установил, что намерения на заключение кредитного договора истец не имела, заявку на получение кредита не направляла, кредитной документации для оформления и подписания договора не получала, с условиями договора не знакомилась, денежные средства от банка не получала, часть денег была снята через банкомат в Московской области неустановленными лицами, оставшаяся сумма возвращена банку. Номер телефона, с которого неустановленное лицо обратилось в банк с заявкой на заключение кредитного договора, истцу не принадлежал, что подтвердил оператор мобильной связи по запросу суда. Кредитный договор от имени заемщика подписан с использованием простой электронной подписи путем введения одноразового кода. После того как истец узнала о заключении кредитного договора, она сразу же обратилась в правоохранительные органы, что свидетельствует о добросовестности её действий, а также об отсутствии волеизъявления на заключение данного кредитного договора. Упрощённый порядок предоставления потребительского кредита и распоряжения кредитными средствами противоречит порядку заключения договора потребительского кредита и фактически нивелирует все гарантии прав потребителя финансовых услуг. Банк ненадлежащим образом исполнил свои обязанности при заключении и исполнении договора потребительского кредита, тогда как в силу закона обязан учитывать интересы потребителя и обеспечивать безопасность дистанционного предоставления услуг. У Банка имелись как реальная возможность проверки наличия воли истца на заключение договора, так и основания усмотреть признаки совершения операций по оформлению кредита и снятию денежных средств со счета истца без согласия последнего. Однако банк не предпринял повышенных мер предосторожности, не убедился в том, что данные операции в действительности совершаются клиентом и в соответствии с его волеизъявлением. Решением Шарьинского районного суда иск жительницы Шарьи удовлетворен. Кредитный договор признан недействительным. С Банка в пользу истца взыскана компенсация морального вреда 10 тысяч рублей и штраф за нарушение прав потребителя в сумме 5 000 рублей, а всего 15 тысяч. Банк подал апелляционную жалобу, но Костромской областной суд оставил решение без изменения. Судебный акт вступил в законную силу. |