Arms
 
развернуть
 
156029, Костромская обл., г. Кострома, ул. Скворцова, д. 3
Тел.: +7(4942) 49-39-05
oblsud.kst@sudrf.ru
показать на карте
156029, Костромская обл., г. Кострома, ул. Скворцова, д. 3Тел.: +7(4942) 49-39-05oblsud.kst@sudrf.ru
ПРЕСС-СЛУЖБА
Новость от 27.01.2025
5 февраля 2025 г. вступают в силу важные изменения в КоАП РФ о порядке привлечения к ответственности за нарушения миграционного законодательстваверсия для печати

5 февраля 2025 г. вступает в силу Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 248-ФЗ, которым внесены изменения в порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области защиты государственной границы российской федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории российской федерации.

 Всего за 2024 год костромские суды привлекли к административной ответственности за нарушения миграционного законодательства по ст.18.8 КоАП РФ более 330 иностранных граждан (из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Латвии, Киргизии, Кубы, Китая, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины), что составляет 20 % от общего числа лиц, привлечённых районными судами к административной ответственности в прошлом году.

Для сравнения в 2023 году по ст. 18.8 КоАП РФ привлечено к ответственности 345 лиц, в 2022 году - 132 лица, в 2021 году – 123 лица, в           2020 году – 142 лица, в 2019 году – 252 лица.

Как правило, нарушения заключались в превышении периода временного пребывания на территории Российской Федерации, составляющего 90 суток, уклонение от выезда из Российской Федерации при отсутствии оснований для продления срока временного пребывания, непринятии мер к постановке на миграционный учёт, проживании без документов, дающих право на пребывание в Российской Федерации.

В качестве административного наказания за подобные нарушения законом предусмотрен штраф от 2 000 руб. до 5 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового, а за повторное нарушение – штраф от 5 000 руб. до 7 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации (ст.18.8 КоАП РФ).

Вопрос об определении иностранному гражданину вида наказания разрешался судами в каждом случае индивидуально, исходя из конкретных подлежащих учёту обстоятельств.

Из всех привлечённых к ответственности за указанные нарушения лиц в отношении более 250 лиц, т.е. в 75 % случаев, районными судами принято решение о назначении административного наказания в виде выдворения за пределы России (принудительного или в порядке контролируемого самостоятельного выезда), когда иностранный гражданин не имел постоянного источника доходов, места проживания и устойчивых социальных связей.

В отношении 79 иностранных граждан вынесено постановление о назначении наказания в виде административного штрафа, в том числе с применением действующей с начала 2024 года части 3.8 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которой если судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина в России, его семейное положение, отношение к уплате налогов, наличие дохода и обеспеченность жильём на территории России, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приёме в гражданство Российской Федерации, придёт к выводу, что административное выдворение за пределы России является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, в таком случае назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от 40 тысяч до 50 тысяч рублей либо обязательных работ на срок от 150 до 200 часов.

Общая сумма штрафов, назначенных иностранным гражданам костромскими судами в 2024 году, превысила 2 350 000 рублей.

 

Так, по одному из дел гражданка Республики Кыргызстан Н. признала вину в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания в стране. Объяснила, что нарушение стало следствием недостаточного знания миграционного законодательства. Суд установил, что срок допущенного Н. нарушения являлся непродолжительным, ранее она получила в России высшее образование по специальности агроном, пребывала на территории страны с этой целью с 2018 года, с января 2022 года по июль 2024 года была трудоустроена, из её зарплаты осуществлялись налоговые отчисления, по прибытии в Россию встала на миграционный учёт, имеет постоянный адрес проживания, ранее к административной ответственности не привлекалась. Суд применил ч.3.8 ст.4.1 КоАП РФ и назначил Н. наказание в виде штрафа 40 000 руб. без выдворения.

В другом случае гражданин Китая Ц. объяснил суду, что своевременно не выехал за пределы России, так как не знал, что виза действует 90 дней в течении 180 дней. Полагал, что по ней может находиться непрерывно на территории России полгода, просил не выдворять, обязался оплатить штраф. Суд принял во внимание, что ранее Ц. продолжительное время проживал в России, к административной ответственности не привлекался, приезжал по визе для работы, оформлял разрешение как высококвалифицированный специалист, в настоящее время также приехал в страну с той же целью, начал оформлять документы для получения разрешения на работу, оформил полис добровольного медицинского страхования, получил необходимые медицинские заключения, сертификат о владении русским языком, его трудовое участие крайне важно работодателю, пригласившему его в Россию для обеспечения производственного процесса изготовления обуви, надлежащей эксплуатации технологического оборудования. Суд назначил Ц. административный штраф 40 тысяч без выдворения.

Два гражданина Узбекистана также признали вину в нарушениях миграционного законодательства. Пояснили, что прибыли в Россию с целью работы, получили патент, трудятся животноводами на сельскохозяйственных предприятиях в Костромском районе, с ними заключены трудовые договоры, просили не высылать их из России. В обоих случаях судом назначен штраф 40 000 руб. без выдворения.

Во всех вышеперечисленных  и иных делах, где суды ограничивались назначением штрафа, иностранные граждане вели законопослушный образ жизни и ранее не привлекались к ответственности.

В двух случаях административное выдворение стало невозможным из-за того, что иностранные граждане стали фигурантами уголовных дел, один из них заключен под стражу на время следствия по уголовному делу о мошенничестве, а другой отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии.

Ещё 4 иностранных гражданина привлечены к административной ответственности по ст.18.8 КоАП РФ в виде 150 часов обязательных работ, в связи с отсутствием денежных средств для уплаты штрафа в сумме от 40 до 50 тысяч.

Кроме того, в двух случаях нарушения иностранных граждан выразились в незаконном пребывании на территории страны в течение всего одних суток, что было связано с покупкой авиабилетов на более позднюю дату и невозможностью уехать другим способом, а также неверным оформлением трудоустройства. В обоих случаях суды прекратили производство по делу в связи с малозначительностью, сделав иностранным гражданам устные замечания.

 

С 5 февраля 2025 г. полномочиями по рассмотрению большинства дел об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено административное выдворение, наделены должностные лица органов внутренних дел.

После вступления изменений в силу суды будут рассматривать лишь ходатайства о продлении срока пребывания в центре временного содержания иностранных граждан и жалобы на постановления и решения должностных лиц органов внутренних дел.

 

Так, согласно новой редакции статьи 27.19 КоАП РФ в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», помещается иностранный гражданин или лицо без гражданства на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя, либо руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя, либо руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или его заместителя, либо руководителя пограничного органа или его заместителя на срок, не превышающий 48 часов, либо на основании постановления судьи.

Этот срок может быть продлен судьей по ходатайству уполномоченного должностного лица органа внутренних дел или органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на срок 90 суток.

Ходатайство о продлении срока содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещены иностранный гражданин или лицо без гражданства, в течение 48 часов с момента помещения иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение.

К ходатайству о продлении срока содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении прилагаются документы, подтверждающие указанные в таком ходатайстве обстоятельства.

При поступлении ходатайства о продлении срока содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении судья незамедлительно выносит определение о назначении времени и места рассмотрения такого ходатайства и решает вопрос о продлении срока содержания этих гражданина или лица в специальном учреждении на срок, необходимый для рассмотрения такого ходатайства.

Ходатайство о продлении срока содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении рассматривается судьей в пятидневный срок со дня его поступления.

При подготовке к рассмотрению ходатайства о продлении срока содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится одно из следующих определений:

1) о вызове иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых подано такое ходатайство;

2) о вызове уполномоченного должностного лица органа внутренних дел или органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, подавшего в суд такое ходатайство;

3) об истребовании материалов (сведений), необходимых для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения вопроса о продлении срока содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении.

По результатам рассмотрения ходатайства о продлении срока содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении судья выносит определение, в котором указывается одно из следующих решений:

1) о продлении срока содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении;

2) об отказе в удовлетворении такого ходатайства.

Решение судьи о продлении срока содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении выносится в форме определения, в котором указывается конкретный срок содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении.

В судебном заседании ходатайство о продлении срока содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении рассматривается с участием иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, их законных представителей и (или) защитников, а также лица, обратившегося с таким ходатайством, в случае, если судья признает обязательным присутствие в судебном заседании указанных лиц.

Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного уполномоченного должностного лица органа внутренних дел или органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, подавшего ходатайство о продлении срока содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении, не препятствует рассмотрению и разрешению такого ходатайства при наличии документов, подтверждающих указанные в таком ходатайстве обстоятельства.

Копия определения судьи вручается под расписку лицу, в отношении которого вынесено данное определение (его законному представителю), либо высылается указанному лицу по почте заказным почтовым отправлением в день вынесения данного определения. Копия определения судьи направляется также уполномоченному должностному лицу органа внутренних дел или органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, подавшему ходатайство о продлении срока содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении, в день вынесения данного определения.

Решение судьи, принятое по результатам рассмотрения ходатайства о продлении срока содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении, может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ («Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»).

опубликовано 27.01.2025 15:05 (МСК)